О Церкви и о сектах

Для ознакомления с информацией по интересующему разделу, нажмите на значок "+" справа от названия темы
О единой истиной Церкви и о сектах
Среди нас множество вер, но Христианство должно быть одно, ибо:
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас». (Ефес. 4, 4–6).
Отчего многие веры? Неужели разделился Христос? Нет:
«Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь»... (Евр. 13, 8–9).
Вера едина, а другие учения чуждые, лживые. Это секты с иным Иисусом, с другим Духом и иным благовестием:
«Боюсь, – говорит Апостол, – чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе, ибо, если бы кто, пришед, начал проповедовать другого Иисуса, Которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, Которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому» (2Кор. 11, 3–4).
Посему должно разобраться во всех верах и найти единую, истинную; единое, подлинное общество Христово, Церковь Божию. Ее можно найти и узнать по особым свойствам и признакам.
Исследуем, как устроилась Церковь Христова на земле.
Об учреждении Церкви Христовой пророчествовалось еще в Ветхом Завете:
«гора дома Господня будет поставлена во главу гор» (Ис. 2, 2–3).
Говорит Господь: «Я приведу людей на святую гору Мою и обрадую их в доме Моем» (Ис. 56, 7–8).
... «гора Дома Господня будет поставлена во главу гор... и потекут к ней народы» (Михея 4, 1–5).
Сам Спаситель дал обещание устроить Церковь Свою:
«Я создам Церковь Мою» (Матф. 16, 18).
Господь всюду проповедовал, но не из всех уверовавших и не сразу Он устрояет Церковь Свою:
«многие... уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им. (Иоан. 2, 23–24).
Господь избирает и приготовляет для Церкви Своей горячо верующих:
... «позвал к Себе кого Сам хотел» (Марк. 3, 13).
Их приготовляет до смерти Своей и по Воскресении:
«в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян. 1, 3).
Это еще не Церковь. Церковь после сошествия Св. Духа, Которого обещал Господь (Иоан. 16, 5–16) и напоминал о Его пришествии (Деян. 1, 4–5).
Сошествие Святого Духа и начало Церкви Христовой (Деян. 2, 1–38).
Проповедь о спасении всех в Церкви чрез веру во Христа и крещение:
Проповедь св. апостола Петра о покаянии, крещении и получении Св. Духа, Который сейчас сошел на Церковь Христову (Деян. 2, 38–40).
Присоединено к Церкви уверовавших:
«присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41).
Расширение Церкви:
«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 47).
    Какая Церковь истинная?
    Христова Церковь вечна и неодоленна:
    «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют (Матф. 16, 18).
    «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его?» (Матф. 12, 29). Церковь есть «дом Божий (1Тим. 3, 15), «а Христос – как Сын в доме Его» (Евр. 3, 6). Христос непобедим (Иоан. 16, 33; Откр. 1, 18), следовательно, никто не расхитит и дома Божия – Церкви Христовой.
    Церковь непрерывна:
    «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28, 20).
    Богу «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Ефес, 3, 21).
    Церковь сокрыться не может:
    «Не может укрыться город, стоящий на верху горы»...(Матф. 5, 14).
    «для того-ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд, или под кровать? Не для того-ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» (Марк. 4, 21) (ср. Лук. 11, 33).
    Церковь Христова безусловно одна:
    Христос сказал: «Я создам Церковь Мою», значит, одну, а не много (Матф. 16, 18).
    Господь пророчествовал о единстве Его стада:
    «И будет одно стадо и один пастырь» (Иоан. 10, 16).
    Даже Каиафа пророчествовал и признавал это:
    «Иисус умрет за народ (т.е. за Иудеев) и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино» (Иоан. 11, 51, 5. 2).
    Христос – Глава Церкви, и у одной головы может быть только одно тело: «одно тело и один дух... Один Господь, одна вера»... (Ефес. 1, 22; 4, 4–6).
    Единая, истинная, непрерывная от Сошествия Св. Духа, никогда не скрывавшаяся, неодолимая Церковь – есть Церковь Православная.
    Она одна создана Господом Спасителем и, кроме ее, другой не может быть.
    Господь молился о сохранении этого единства:
    «Да будут все едино»... (Иоан. 17, 21).
    Господь предсказывал о разделениях:
    «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят» (Матф. 24, 4–5).
    «Тогда, если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, я наперед сказал вам» (Матф. 24, 23–25).
    Апостолы предсказывали и предупреждали о разделениях:
    «Из вас самих (из пресвитеров) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 28–30).
    «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны»... (Рим. 16, 17–18).
    «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители»... (читай все послание) (2Петр. 2, 1–3).
    «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры»... (1Тим. 4, 1–6).
    ... «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4, 3–4).
    ... «Вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающее по своим нечестивым похотям. Это – люди, отделяющие себя от единства веры. душевные, не имеющие духа» (Иуд. 17–19).
    ... «берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников» (2Петр. 3, 17).
    Сектанты только по внешности любезны, а внутри – слугн диавола:
    «Лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды: но конец их будет по делам их» (2Кор. 11, 13–15).
    Они превращают «благовествование Христово» (Гал. 1, 7).
    Они не покорны и пустословы:
    «есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста» (Тит. 1, 10–11).
    Все секты появились много позже Церкви Христовой. Секты пошли не от Христа и Апостолов, но выдумали их люди. Какая, когда и от кого секта пошла – известно, и на всякую можно выдать метрики.
    Латинство.............................................................................1054 г.
    Лютеранство от Мартина Лютера.....................................1517 г.
    Англиканство от короля Генриха…..................................1539 г.
    Баптизм от Николая Шторка и Фомы Мюнцера.............1521 г.
    Пашковщина от Якуба Шпенера........................................1705 г.
    В России от Пашкова….......................................................1870 г.
    Адвентизм от американца Вилльяма Миллера….............1831 г.
    Толстовщина от Льва Толстого..........................................1881 г.
    Молоды все секты и всех их до тысячи; создали их люди, по научению диавола. Посему, должно вопрошать сектантов; кто позволил вам создавать свои «церкви», помимо Церкви Божией для погубления ее? Неужели думаете одолеть Церковь Божию?
      Спасение только в Церкви Христовой
      Господь создал одну Церковь:
      Начало ее: сошествие – Святого Духа (Матф. 16, 18).
      Расширение Церкви:
      «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 47).
      Никто не проповедует Христа без Церкви, но все уверовавшие прилагались к Церкви, потому что кто не в Церкви, тот и Спасителя не имеет:
      Христос – Глава Церкви, и Он же Спаситель тела («которое есть Церковь» – Кол. 1, 24). Кто не в теле, тот и без Главы – Христа Спасителя (Ефес. 5, 23).
      Без Церкви ни Спасителя нет, ни благодати, ни добродетели:
      «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего; кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»... (Иоан. 15, 4–6).
      Кто не в Церкви, тот и не христианин:
      Кто «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18, 17).
      С отступниками даже общения не следует иметь:
      «Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом, и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Иоан. 1, 9–11).
      Должно спрашивать сектантов: как вы надеетесь спастись помимо Церкви, коль скоро в Новом Завете никто не спасался без Церкви Божией, хотя бы и очень благочестив был, и хотя бы удостоился чудесного призыва Божия?
        Как обучается Церковь?
        Церковь Божия имеет истинное научение от Христа и Духа Божия – истинное слово Божие. Этим Церковь Божия выделяется из всех лживых вер, имеющих ложное научение.

        Христос передал Свое научение св. Апостолам, а Апостолы и составили первоначальную Церковь:

        «Я передал им слово Твое» (Иоан. 17, 14).

        Дух Святой напоминает Церкви Христово учение, умудряет Церковь и не дает ей погрешать в истине:

        «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Иоан. 14, 26).

        «Дух истины наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16,13)

        Христос передал Церкви истину не письменно, но устно: Спасение, «быв сначала проповедано (а не написано) Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2, 3).

        Господь повелел распространять Свое научение не письменно, но чрез проповедь:

        «Идите, научите все народы»... «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Матф. 28, 19; Марк. 16, 15). Только в Церкви и есть истина, потому что она есть:

        «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (не Писание есть столп и утверждение истины, но Церковь) (1Тим. 3, 15).

        Без Церкви нельзя узнать истину, потому что даже на небе премудрость Божия узнается чрез Церковь:

        «ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Ефес. .3, 10).

        Даже особым избранникам Божиим: ап. Павлу и Корнилию Сотнику Господь известил истину не лично, а чрез Церковь, чрез служителей Церкви – Апп. Петра и Ананию (Деян. 9,10; 22 гл.).

        Учение Церкви сохранилось в Св. Писании и в Св. Предании

        Писания – наследство от Ветхого Завета:

        Ветхозаветные Писания признавал и требовал Сам Спаситель (Лук. 24, 25–27, 44–45; Иоан. 5, 46).

        Ветхозаветные Писания признавали необходимыми Апостолы:

        «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» (2Тим. 3, 15–16).

        Случайные причины появления новозаветных Писаний:

        Писали послания потому, что сами лично не могли быть (2Иоан. 1, 12; 3Иоан. 13–14).

        Появление лжеучений (2Фес. 2, 2).

        Появление лжеучителей, отрицающих воскресение мертвых (1Кор. 15 гл.).

        Появление нового благовестия (Гал. 1, 6).

        Появление раздоров и расстройства (1Кор. 1, 11).

        Появление беззакония (1Кор. 5, 1).

        Писания для частных лиц (Титу, Тимофею, Филимону, Феофилу).

        Необходимо было различать истинные послания от ложных, что и делала Церковь на соборах (2Фес. 2, 2–3. 17; Лук. 1,1).

        Писания писали далеко не все Апостолы, а лишь немногие. Церковь была до появления Писаний, посему она мыслима и без Писаний.

        Но Писание немыслимо без Церкви. Писание – не учебник, по которому можно всякому строить Церковь, как вздумается. Писание – документ Церкви и принадлежит оно только Церкви. Писание – письмо матери-Церкви к своим детям и без сыновней любви к Церкви в Писании ничего не понять. Отсюда-то и распри у всех гордецов с Церковью из-за непонимания ими Писания. Писание – не фундамент нашей Церкви: фундамент должен быть раньше здания, а Церковь у нас много раньше Писания. Писание не составляет всего научения Христова, данного Им Церкви, и воспомянутого Духом Святым, а только часть его.

        Все научение Церкви в Священном Писании и Священном Предании

        «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2, 15).

        Апостолы учили преимущественно устно:

        «три года, день и ночь...» (Деян. 20, 31).

        Апостолы требуют держаться преданного ими устно:

        «Храни преданное тебе» (1Тим. 6, 20–21).

        «Держись образца здравого учения, которое ты слышал (а не читал) от меня» (2Тим. 1, 13).

        Апостолы научали, как устно передавать Божию истину:

        «Что слышал от меня (а не получил в посланиях и записанным), при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим. 2, 2).

        Апостолы хвалят за твердое сохранение Предания:

        «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11, 2).

        «Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от вас слышанное слово Божие (а не писанное), вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, которое и действует в вас верующих» (1Фес 2. 13).

        Апостолы учили главным образом устно, а в Писаниях только намеками напоминали:

        «о крещениях, о возложении рук» (Евр. 6, 2).

        Сами Апостолы пользовались преданием ветхозаветным:

        В Ветхом Завете не изложено о теле Моисеевом, как Архангел Михаил спорил с диаволом (Иуд. 1, 9).

        Ианний и Иамврий не названы в Ветхом Завете по имени (2 Тим, 3, 8).

        Без Св. Предания нельзя выполнить Св. Писания:

        «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). В Св. Писании не описана жизнь и смерть учителей веры, а в Св. Предании.

        Без Св. Предания нельзя толковать правильно Св. Писания. А если позволить толкование какое кому вздумается, то и получится множество толкований. Оттого и сект у нас тысячи. В одном и том же Писании все нашли свою веру: и скопцы, и хлысты, и баптисты, и пашковцы, и адвентисты, и меннониты.

        Требуя Св. Предания Церкви Христовой, без которого нет полного христианского научения, нужно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что у вас нет полного христианского научения? Кто вам позволил отвергнуть большую часть научения Господня?

        Или: где вы, сектанты, вычитали в Писании запрещение Свящ. Предания, согласного с Писанием?

        При возражениях сектантов следует иметь ввиду, что они никогда не хотят говорить о Свящ. Предании вообще, нужно ли оно, или нет (т.е. не желают рассуждать принципиально), а хотят говорить по отдельным вопросам, например, о крещении младенцев, о причащении под двумя видами одновременно, что, будто, представляет незаконное предание православное. Этими частными вопросами, которые составляют темы других самостоятельных бесед, сектанты желают отвлечь от беседы о Священном Предании, которого у них нет, но которое, по Писанию, должно быть в Церкви Божией.

          Возражения протестантов о Церкви
          Истинная Церковь была уничтожена язычеством («Баптисты, их задачи и цели», изд. русск, баптистов, Р. н-Д., 09, стр. 8).
          Православный ответ: Это невозможно, ибо Христос, Победитель ада и смерти (Откр. 1, 8,18), Вседержитель, обещал Церкви Своей неразрушимость (Матф. 16, 18).

          Протестанты сами основали церковь
          («Баптисты, их учения и задачи», стр. 2), они говорят: правильно это, потому что Апостол сказал: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем» (1Кор. 3,10), -так и мы положили основание своей церкви и строим.
          Православный ответ: Сектанты читают, но не дочитывают до конца стиха: «но каждый смотри, как строит – Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3, 11). Господь устроил единую Церковь, основанием и главою ее положил Себя и кроме этого основания и Церкви, – других не может быть. Ап. Павел полагал основания церквей, но не враждебных ей, а согласных с единой Церковью, новые общества «прилагались», как отдельные части к целому, как новый этаж к основному зданию; Господь желал единства Церкви и согласия, а не множественности.

          Еще потому можно строить Церковь, что сам ап. Петр заповедал это: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Петр. 2, 5).
          Православный ответ: Христиане, действительно, должны созидать добрую христианскую жизнь, как «дом духовный». как «духовные жертвы благоприятные Богу», но новые веры и церкви, противные основанной однажды на Христе, недопустимы, ибо они отвергают вместе с жидами камень, «Который сделался Главою угла» (Псал. 2, 6–7), забывши: 1Кор. 2, 11. Апостолы приносили «благоприятные Богу жертвы», но сект не создавали и им противились.

          «Учение о том, что единство Церкви состоит в соединении многих отдельных собраний христиан в одно общее или вселенское собрате единой веры и порядка – Писание не учит так, и баптисты отвергают это учение» (Бапт. 1910 г., №24, 187).
          Православный ответ: читайте: Матф. 16, 18; Ефес. 4, 4–6; 1Кор. 12, 12–14. 20; Иоан. 17, 20 21.

          Сектанты говорят: Господь молился не об единстве Церкви, а об единстве Апостолов (Иоан. 17, 21) (Мозаев Дий).
          Православный ответ: Господь молился о всей Церкви, о всех верующих, а не об Апостолах только: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их да будут все едино» (Иоан. 17, 20–21).
          Сектанты говорят: Баптисты признают «духовное единство в общении святых». которое существует между всеми, истинно рожденными от Бога, как бы ни были различны и не похожи их церковный строй и отношения (Б. 1910, 24, 187).
          Православный ответ: Ефес, 2, 20. 21–22: «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
          Сектанты же требуют разных камней и разной кладки. Порядки должны быть согласные с апостольскими: Фил. 3, 17; Гал. 2, 19.
          Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: «На сем камне создам Церковь Мою» (Матф. 16, 18). Также: «чтобы чрез Церковь, создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Ефес. 3, 10). он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Колос. 1, 18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр. 12, 23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к. какому-либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...
          «Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».
          Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.
          У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Петр. 2,5) для созидания самих себя в любви (Ефес. 4,16).
          У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор. 12,13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Св. Духа «во все роды, от века и до века» (Ефес. 3, 21) и во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20).
          У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Св. Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.
          У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Ефес. 2, 20–21; 4, 11–16; 1Кор. 12).
          У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4, 16).
          У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.
          Сектанты говорят: Матф. 18, 20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем.
          Православный ответ:
          1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви.
          2) Если каждые 2–3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть.
          3) Матф. 18, 19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве.

          Сектанты говорят: Мы спасемся без Церкви Православной, одной верой во Христа как сказано – Иоан. 6, 40. 47; Ефес. 2, 8–9.
          Православный ответ: Никто из православных не отрицает веры во Христа, но это не значит, что Церковь не нужна. Вера нужна для вступления и пребывания в Церкви. Сектанты говорят о вере для отвода глаз, чтобы прикрыться от приказа Христова признавать и повиноваться Церкви.
          Сектанты говорят: Мы возродились от слова Божия, и получили Духа Святого, как Корнилий Сотник. Нам и не нужна Церковь Православная.
          Православный ответ: Деян. 10,1–6, 46–47. Корнилий Сотник, хоть очень благочестив, но не мог спастись без Церкви и хотя получил Св. Духа чудесно до присоединения к Церкви (44), но и Корнилию с домашними его ап. Петр повелел чрез крещение присоединиться к Церкви (ст. 48).
          Сектанты говорят: Нас Господь призвал от мертвой жизни, как некогда Савла – гонителя, и мы теперь проповедуем милость Божию к нам.
          Православный ответ: Деян. 9, 1–18; 22, 12–16. Ап. Павел, хотя и чудесно был призван Господом, но и ему Спаситель повелел идти в Церковь Его (9, 9), а потом еп. Анания присоединил Савла к Церкви крещением (Деян. 9,18; 22, 16).
          Сектанты говорят: Мы верим, что Господь даст Духа Святого нам, просящим у Него (Лук. 11, 9–13).
          Православный ответ: Не даст Господь благодати Духа Святого сектантам – противникам св. Церкви Божией, потому что Сам Спаситель сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лук. И, 23). Можно ли дать благодать сектантам расточителям Божия достояния, чтобы они имели большую силу для разрушения.
          Сектанты говорят: Мы спасаемся, как разбойник, покаянием и верой (Лук. 23, 42–43).
          Православный ответ: Не идти же всем в разбойники, чтобы в последние минуты жизни сказать: «помяни мя, Господи!» При том разбойник еще и не дожил до начала Церкви и спасся наравне со всеми угодившими Господу в Ветхом Завете.
          Сектанты говорят: Вы отвергаете всех проповедников Христовых, если они не с вами, но Господь не отвергает, и не запрещает. (Марк. 9, 38–39).
          Православный ответ:
          1-е, сектанты не творят чудес, как человек, который был не с Апостолами.
          2-е, он был не против Апостолов, а «кто не против вас, тот за вас» (40). Сектанты против Церкви и преемников апостольских, ибо они не собирают людей в Церковь, но расточают: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лук. 11, 23).
          Сектанты говорят: Фил. 1, 15–19. Можно и сектантам проповедовать, верить и спасаться по своему, и Апостолы тому радуются.
          Православный ответ: нет, не рады Апостолы, и нельзя сектантам отдельно учить, потому что ап. Павел говорит о тех, которые «притворно», по зависти и любопрению проповедуют, а сектанты лживо проповедуют против Церкви Божией, извращая Писание (2 П. 3, 15–17).
          Сектанты говорят: Нам не нужно официальной Церкви, потому что верим во Христа нашего Спасителя, и Апостол по сему говорит нам: (Ефес. 2, 5. 8: «благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился».
          Православный ответ:
          1) Слова эти сказаны христианам Ефесским, которые принадлежали к единой истинной Церкви Христовой, а не к сектантам, составившим, помимо Христа, самодельную церковь.
          2) Означает это, что Господь верующим в Церкви даровал все в полноте для спасения (2Петр. 1, 3–4). Но это не значит, что все спасутся, как не всякий, кто получил очень большое наследство, могущее его на всю жизнь обеспечить, будет всегда жить в достатке: иной все прокутит. Так и в спасении. Посему,
          3) и разъясняется в другом месте Писания: мы спасаемся Евангелием, если преподанное удерживаем так, как Апостолы нам благовествовали (1Кор. 15, 1–2), а не как выдумали сектанты.
          4) Что именно нельзя, отделяясь от единства любви в Церкви, спастись одной верой, видно из слова апостола: «если имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я – ничто» (1Кор. 13, 2). Сектанты потеряли любовь, возненавидевши Церковь Божию, горделиво выделяясь в самодельную общину, и они – ничто. Сектанты уподобляются своей верой бесам: ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), но не спасутся, так как в гордости отделились от Бога, Ангелов и небесной Церкви, составивши свое самодельное общество, «церковь лукавнующих», прообраз сектантских церквей.
          Сектанты говорят: Рим. 3, 20. 28. Нам не нужны церковные законы и постановления, потому что «делами закона не оправдается ни какая плоть, ... ибо мы признаем, что человек оправдывается вирою, независимо от дел закона».
          Православный ответ: Под законом разумеется Моисеев закон, и мы, православные, признаем, что «делами закона» – обрезанием, субботами и ветхозаветными праздниками нельзя спастись (Гал. 5, 2; 4, 9–10. Но к Церкви полагается принадлежать обязательно.
          Сектанты вычитывают: Гал. 2, 16 и утверждают, что спасутся своею верою, без дел закона церковного.
          Православный ответ: И бесы имеют веру (Иак. 2, 19) и отвергают все законы, но, конечно, не спасутся. Не спастись и диавольским помощникам-сектантам, если они не покаются и не признают Церкви Божией.
          Когда доказывают сектантам необходимость принадлежности к Церкви для спасения, они хулят почему-то закон и вычитывают: Рим. 3, 20. 28; 4, 4–6; 5, 1; Гал. 3, 16.
          Нужно вычитать сектантам в ответ на их хуления закона: Рим. 7, 12; 2Кор. 3, 7–9; Иак. 2, 8–9; 4, 11. В приводимых сектантами местах говорится лишь, что закон Моисеев теперь заменен Христовым (Иоан. 1, 17; Гал. 3, 24–28) и верою мы получили доступ к Христовой благодати, т.е. к Церкви, в которой благодатствующий Дух Святой и благодатные священнодействия и установления, и Глава – Христос Богочеловек.
          Сектанты говорят: Рим. 3, 23–24: мы уже получили оправдание даром.
          Православный ответ: Нет не получите, ибо все дарованное к жизни и благочестию (2Петр. 1, 3) в Церкви, которая приобретена Кровью Спасителя (Деян. 20, 28).
          Сектанты говорят: 1Петр. 2, 24: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы избавившись от грехов жили для правды: ранами его вы исцелились». Мы и спасены этим.
          Православный ответ: Нет не спасены, потому что не живете для правды, но «как овцы блуждающие, не имея пастыря» (ст. 25), оторвались от стада Христова – Церкви Божьей, оторвались от Тела Его, которое есть Церковь, отломились от лозы благодатной, Церкви Божией (Иоан. 10 гл.; 15 гл.; Колос. 1, 24; Ефес, 5, 23).
          Сектанты говорят: Мы Веруем и исповедуем Христа. Неужели это напрасно?
          Православный ответ: Вера и исповедание, без принадлежности к Церкви – бесовское притворство: Деян. 16, 16–18; Марк. 3, 11. Так и сектанты, будто, подражают ап. Петру в исповедании (Матф. 16,16), а на самом деле противятся Церкви Божьей, как бесы в указанных текстах.

          О предании возражения

          Сектанты говорят: Деян. 17, 11: «ежедневно разбирая Писания».

          Православный ответ: Здесь говорится о ветхозаветных Писаниях, потому что новозаветных тогда еще не было.

          Сектанты говорят: 2Петр. 1, 19; Иоан. 5, 39; 2Тим. 3, 15 говорится о чтении Св. Писания.

          Православный ответ: Ветхозаветного, которое пророчествовало о Христе и Церкви Его.

          Сектанты говорят: Откр. 22, 18... «слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы».

          Православный ответ: Нельзя прилагать к книге «пророчества», т.е. к Откровению. В Православии никто и не прибавляет. А после Апокалипсиса еще появлялись книги, например, Ев. Иоанна, книга Правил свв. Апостолов и др., относящиеся к Св. Писанию и к Св. Преданию.

          Да и сектанты завели у себя «Гусли», «кимволы», «любимые стихи» и множество других подобных книг, сверх Писания. Значит, по их понятию, им и нужно ждать «язвы» от Бога.

          Сектанты говорят: 1Тим. 1, 4: «басни и родословия».

          Православный ответ: Басни – это мифы, сказки о языческих богах. Этого в Св. Предании Нет.

          Сектанты говорят: 1Тим. 6, 3–4: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает»...

          Православный ответ: Сектанты учат иному и не следуют «учению о благочестии», которое требует Св. Предания: 2Фес. 2, 15: «стойте и держите предания».

          Сектанты говорят: Матф 15, 6... «заповедь Божию устранили преданием человеческим».

          Православный ответ: Какую заповедь? (стихи 4–6). О непочтении к родителям. Но она у нас никогда никем не отменяется. Нет у нас и предания человеческого, а есть Свящ. Предание, которое не противно Свящ. Писанию. О предании человеческом см. Марк. 7, 3–4.

          Сектанты говорят: Марк. 7 гл.:

          Православный ответ: Тоже.

          Сектанты говорят: 1Кор. 4, 6: «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного».

          Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры (1Кор. 3, 4–12, 21–23; 4, 1). Что касается устного Св. Предания, то его требует ап. Павел: 2 Фес, 2, 15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр. 6, 1–2.

          Сектанты говорят: Колос. 2, 8: «Чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».

          Православный ответ: У нас все по Христу. Но есть обольщающие философией Толстовской, пустым обольщением сектантов -штундистов, думающих, что они спасены уже; преданием человеческим -жидовских и хлыстовских: этих обольстителей должно бояться.

          Сектанты говорят: Много вреда и споров от Преданий, потому оно не нужно.

          Православный ответ: И о Христе много спорили и причиняли друг другу вред. Неужели и Христа не нужно?

          Сектанты говорят: Писания одного вполне достаточно для веры, а следовательно, для христианской жизни и спасения Иоан. 20, 31.

          Православный ответ: Евангелист написал сии слова только о своей книге, а не о всем Писании и если так, то придется признать только одно Евангелие Иоанна и во всяком случае придется отвергнуть все, написанное после сего Евангелия. Не нужно тогда и учение о крещении ибо его нет в Евангелии Иоанна.

          Сие Евангелие достаточно для убеждения в Божестве Христовом, а кроме сего есть множество других вопросов, о которых частью написано в Писании, частью в Предании.

          Сектанты говорят: Мы признаем писаниями только то, что написано 12 Апостолами, видевшими непосредственно Господа.

          Православный ответ: Значит вы отвергаете св. Марка и Луку, о которых не сказано в Писании что они видели Господа, да и ап. Павел не из двенадцати. И если признавать, что Церковь только на 12 Апостолах (Откр. 21, 14), тогда сектантам нужно ап. Павла исключить, как тринадцатого. И кроме того от большинства из 12 Апостолов у сектантов ничего нет, так как большинство их не оставили никаких писаний, например, апостол Андрей, апостол Фома, апостол Нафанаил и другие. Их деяния и учение сохранены только в Св. Предании Церкви Православной.

          Сектанты говорят: Не нужно Предания, потому что ап. Павел анафемой грозит всем, кто благовествует не то, что благовествовали Апостолы: Гал. 1, 8–9.

          Православный ответ: Эта угроза относится к сектантам, потому что они отвергли благовествование, т.е. устное научение, сохранившееся в Свящ. Предании, а мы его храним свято и неповрежденно. Кроме сего сектанты прибавили неведомые апостолам «гусли», «кимвалы», «любимые стихи» и прочие вымыслы человеческие.

          Сектанты говорят: Довольно Писания, потому что в нем записано все необходимое для спасения, как сказано: Деян. 1, 1.

          Православный ответ: Тогда и книга Деяний свв. Апостолов уже не нужна и другие книги излишни.

          Сектанты говорят: Нам не нужно многого, потому что нам Господь как детям открыл истину: Матф. 11, 25.

          Православный ответ: Сектанты говорят, не разумея ни того, о чем говорят ни того, что утверждают (1Тим. 1, 7). Вот объяснение слов Господа: 1Кор. 14, 20; Матф. 23, 34.

          Сектанты говорят: 1Кор. 1, 27–28.

          Православный ответ: Тот же ответ.

            О священных изображениях (ИКОНАХ) и священных предметах

            Для ознакомления с иноформацией по интересующему разделу, нажмите на значок "+" справа от названия темы
            О единой истиной Церкви и о сектах
            В Священном Писании очень много говорится об изображениях и священных предметах. Одни из изображений безусловно воспрещаются, как ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения и предметы повелевается делать, заповедуется считать их святыней и почитать их. Сначала скажем о ложных изображениях.

            Ложные изображения и предметы безусловно запрещаются второю заповедью Синайского законодательства:

            «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20, 2–5; Втор. 5, 6–9).

            Ложные изображения суть идолы:

            Телец (Исх. 32, 4).

            Молох (Лев. 18, 21).

            Ваалфегор (Числ. 25, 3).

            Ваал (Суд. 2, 13).

            Астарта (3Цар. 18, 21–29).

            Идолы – ничто:

            «мы знаем, что идол в Мире – ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого»... (1Кор. 8, 4–6).

            Идолы – дела рук человеческнх:

            «Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось, они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иер. 10, 3–5).

            Идолам ничто в действительности не соответствует:

            «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и н-ет в нем духа. Это – совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» (Иер. 10, 14–15).

            Идолы вели к разврату и мерзости:

            «Вымысл идолов – начало блуда, и изобретение их – растление жизни» (Прем. Сол. 14, 12).

            Около идола Астарты были дома разврата. Осия царь «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты, и вывел всех жрецов из городов иудейских» (4Цар. 23, 6–8).

            Прнказание сделать истинные изображения:

            «Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиной, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя» (Исх. 25, 10).

            «Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиной, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее, и будут херувимы распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе (Исх. 25, 17–21).

            «Скинию же сделай из десяти покрывал крученного виссона, и из голубой, пурпуровой и червленной шерсти, и херувимов сделай на них искусной работой» (Исх. 26, 1).

            «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 16, 31).

            Приказ сделать священные предметы:

            «Сделай жертвенник для приношений, из дерева ситтим сделай его» (Исх, 30, 1).

            «На нем Аарон будет курить благовониым курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30, 7–8).

            «И сделай светильник из золота чистого: чеканный должен быть сей светилыник». «И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» (Исх. 25, 31–37).

            Скиния, священные изображения и предметы освящены и были

            святыней великой:

            «Сделай из сего миро для священного помазания, масть, составленную искусством составляющаго масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег (скинии) откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30, 25. 26–29).

            Все священные предметы и изображения сделаны не только по приказу Божию, но и по образцу, указанному Господом:

            Сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25, 40).

            Ковчег завета назывался Господом:

            «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым!» (Числ. 10, 35–36).

            «Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Псал. 98, 5).

            Давид скакал пред ковчегом и говорил: «пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2Цар. 6, 21–22).

            Ковчег назывался Богом, как высшая святыня Божия:

            «Боже! Когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева» (Псал. 67, 8–9).

            Истинные изображения были не только в скинии, но и в храме Соломоновом:

            «И сделал в Давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил он херувимов среди внутренней части храма ; Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов, и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне» (3Цар. 6, 23–29).

            В истинном храме виденном пророком Божиим, были священные изображения-образы:

            «Покажи им вид храма и расположение его... и все образы его» (Иез. 43, 11).

            Господь освящает этот храм и одобряет Соломона за него:

            «Явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во-век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий проходящий мимо его ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонились им и служили им, – за это навел на них Господь все сие бедствие (3Цар. 9, 2. 3. 6–9).

            Идолы всегда отличались от истинных изображений. Господь освятил храм с истинными изображениями, но когда Соломон сделал, кроме истинных изображений, и ложные, Господь осудил его:

            «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь (Бог). И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» (3Цар. 11, 5–11).

            Пред вещественной святыней поклонялись:

            «поклонюсь святому храму Твоему» (Псал. 5, 8).

            «поклонюсь пред святым храмом Твоим» (Псал. 137, 2).

            Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Числ. 20, 6).

            Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» (Иис, Нав. 7, 6).

            Пред вещественной святыней возжигали лампады, по приказу и научению Самого Господа, Который сказал Моисею:

            «Сделай светильник из золота чистого... и сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его. И щипцы к нему и ложки к нему из чистого золота... смотри сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25, 31. 37–40; ср. Исх. 27, 20. 21; 30, 8; Лев. 24, 2; 2Пар. 4, 20).

            Воскуряли фимиам, потому что приказал Господь Моисею:

            «сделай... кадильницы и сделай жертвенник для приношения курений... на нем Аарон будет курить благовонным курением...» (Исх. 25, 29; Исх. 30, 1) (Свечи и жертвы в церкви Господь не отвергает и в Новом Завете, потому что говорит Спасатель: Матф. 5, 21–24: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и т.д.; ср. Евр. 13, 10; драхма Спасителя на храм: Матф. 17, 24–27; лепта вдовицы: Марк. 12, 41–44).

            От вещественной святыни чудеса:

            Ковчег у филистимлян был в храме Дагона и оттого Дагон был низвергнут, а филистимляне наказаны тяжкими мучительными наростами (1Цар. 6, 19).

            «И поразил Он (Господь) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек. И заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (1Цар. 6, 19).

            «Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2Цар. 6, 6–7).

            В храме Иерусалимском, где были истинные изображения (образы – Иез. 43, 11), был Спаситель, но не осуднл изображений, напротив, сказал:

            «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Марк. 11, 17; ср. Матф. 21, 13; Лук. 19, 46; Иоан. 2, 16).

            Апостолы ходили в этот храм для поклонения и молитвы: «Ты можешь узнать, – говорил ап. Павел, – что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24, 11).

            Господь во время молитвы ап. Павла в храме с изображениями явился ему и этим показал, что Богу приятна молитва в храме с изображениями:

            Ап. Павел говорит: «когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» (Деян. 22, 14–18).

            Господь обещал являться только тем, кто будет исполнять заповеди Его:

            «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14, 21).

            Зпачит, молитва ап. Павла в храме, пред иконами – дело хорошее, раз Господь явился ап. Павлу во время такой молитвы.

            Господь воссоздал новозаветный храм, и здесь была и должна быть вещественная святыня, то есть, святые иконы и священные предметы:

            Пред Вторым пришествием придет антихрист, -"откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме, Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2, 3–4).

            Значит, до пришествия Христова будут у христиан храмы Божии, и в них будет «святыня», «называемая Богом».

            У нас, действительно, по апостолу, имеется святыня, – святые иконы. Мы изображаем:

            Бога-Отца, как видел его «Ветхим днями» прор. Даниил (Дан. 7, 9).

            Сына Божия – Слово воплощенное, как описали Его свв. Апостолы (Иоан. 1, 14).

            Духа Святого в виде голубя, как сошел Он на Спасителя «в телесном виде» (Лук. 3, 22).

            Имеются у нас также изображения Матери Господней, свв. Ангелов, свв. Апостолов и всех угодников Божиих. Иконы у нас, во-первых, для напоминания о Боге, о священных событиях, поучительной жизни Господней и угодников Божиих, во-вторых, для изложения учения Божия, в-третьих, для возбуждения религиозного чувства в нас, в-четвертых, для прославления Божия искусством, как прославляют даже людей всякими памятниками, как прославляют Бога искусством – пением и музыкой.

            Иконы были всегда у христиан и никогда не было такого времени, когда бы у христиан совершенно не было икон. Это не только доказывает Писание, но и вся история Церкви. Римские катакомбы, в которых молились христиане с начала веры Христовой на земле, переполнены иконами.

            Должно, посему, спрашивать сектантов: что они за христиане, что не имеют они святыни, «называемой Богом». Что нет у них святых икон?


            Возражения протестантов об иконах
            Протестанты говорят: Исх: 20, 4–5: Кумиры запрещены – значит, и иконы запрещены.

            Православный ответ: Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх. 25, 8–10, 17–21; 26, 1. 31 и др.

            Протестанты говорят: В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву;
            и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала.
            Ис. 17, 7–8.

            Православный ответ: Здес об идолах Астарты и Ваала и о жертвенниках их, а не об истинных изображениях.

            Протестанты говорят: В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех.Ис. 31, 7.

            Протестанты: Здесь об идолах.

            Протестанты говорят: Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Ис. 42, 8;
            Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. 48, 11
            .

            Православный ответ: Здесь говорится, что истинный Бог не даст славы Своей иному, ложному богу, т.е., идолу.

            Протестанты говорят:Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
            Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?
            Ис. 44, 8–28.

            Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима – это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (ст. 28).

            Протестанты говорят:Где же боги твои, которых ты сделал себе? – пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда. Иер. 2, 26–28.

            Православный ответ: Мы и не думали забывать Бога, но стараемся напоминать себе о Нем изображениями Его.

            Протестанты говорят: Иер. 3, 16: «... говорит Господь: не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на; ум не придет, и не будут приходить к нему, и его уже не будет».

            Православный ответ: Мы и не тоскуем, что нет у нас ковчега, потому что у нас Христос Бог есть, а только говорим, что заповеди, данные евреям, с запрещением иметь идолов, не нарушались изображениями священными – ковчегом, херувимами и под.

            Протестанты говорят: Втор. 4, 15–17: Все изображения запрещены безусловно.

            Православный ответ: Здесь о подобиях и кумирах других богов. Истинный же Бог есть Бог ревнитель и не помилует, когда человек начнет служить другим богам. Мы же, православные, если изображаем, то только единого истинного Бога, а не лживых идолов, а также изображаем добрых служителей единаго Бога: свв. Ангелов и угодников. Изображение же Божие не отменяет Бога, но напоминает научает об истинном Боге, как портрет царя не отменяет, но напоминает о земном царе.

            Протестанты говорят:Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,
            покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.
            Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах.
            Иер. 10, 3–15.

            Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх. 25, 8–10, 17–21.

            Протестанты говорят: Послание Иеремии.

            Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены.

            Протестанты говорят: Деян. 17, 24. 31: Бога нельзя уподобить золотым и вещественным изображениям.

            Православный ответ: Мы и не думаем, что Божество подобно золоту, серебру, камню, получившим образ от искусства и вымысла человеческого. Но мы спросим: подобно-ли Божество бумае, исписанной буквами? Однако, мы изображаем так Бога, имя Божие. Похоже-ли Божество на ангела, или странника? Однако: Бог являлся в образе трех странников (Быт. 18 гл.) и в образе Ангела (Суд. 6 гл.).

            Вот, мы и изображаем Бога так, в каких образах Он являлся людям; Христа в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он являлся в телесном виде, в виде голубя (Лук. 3, 22); Бога-Отца – в виде «ветхого днями», т.е. старца, как было видение пророку Даниилу (7, 9); также – Ангелов, Божию Матерь и угодников Божиих.

            Протестанты приводят: Рим. 1, 21–23 и говорят, что апостол запретил священные изображения.

            Православный ответ: Церковь никогда не изменяла славы нетленного Бога, а если имеет свяшенные изображения, то они не стоят у нас «вместо Творца», как идолы у язычников. Как портрет царский не отменяет царя, так и священное изображение не отменяет Христа Бога, Которого напоминает св. икона.

            Протестанты говорят:Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.
            А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.
            Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
            Псал. 113 и 134.

            Православный ответ: Здесь говорится об идолах.

            Протестанты говорят: Иоан. 1, 18. Бога не видел никто никогда и изображать Его совершенно невозможно.

            Православный ответ: Можно, потому что «Единородный Сын сущий в недре Отчем. Он явил» (Иоан. 1,18). «И Дух Святой низшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лук. 3, 22). Так мы и изображаем Сына Божия и Духа Святого, как Господь показал Себя.

            Протестанты говорят: О ветхозаветных изображениях не нужно говорить теперь: Евр. 9, 5.

            Православный ответ: Тогда не читай о них в Библии, а вычеркни эти места. Но этого делать нельзя, а должно прочитать Евр. 9 главу разумно, а не по сектантски и уразумеешь, что о ветхозаветной святыне, хорошо известной евреям, которым писалось послание, апостол Павел не хочет «говорить подробно», но отвергать ее нельзя, а лучше поучиться, как можно идолов избежать и святыню вещественную иметь, как было по приказу Божию у Израиля.

            Протестанты говорят: Почему не все иконы чудеса творят?

            Православный ответ: Почему не все одежды апостольские, а только «платки и опоясания» ап. Павла творили чудеса (Деян. 19. 12)?

            Протестанты говорят: Если иконы – Боги, то они кричали бы, когда их рубят и поражали тех, кто глумится. Этого нет, значит, иконы не боги.

            Православный ответ: Их никто богами не признает, а только священными изображениями. Если же не наказываются кощунники, это не удивительно: воины и слуги Каиафы били Христа, плевали и глумились, но не были тотчас наказаны, а лишь после подверглись каре Божией по смерти. Также подвергнутся каре и кощунники-сектанты.

            Все места, в которых говорится об идолах к иконам не относятся, а к идолам, которых у нас не имеется в Церкви.

            Made on
            Tilda